Само по себе название выставки «Парсуны нон грата» представляет собой и её описание, и её интерпретацию. Пришедшее из дипломатического языка латинское выражение persona non grata означает защищённое иммунитетом лицо, которое не может преследоваться судебными органами страны пребывания, но может быть выслано с её территории.
Борис Орлов неоднократно подчёркивал, что он не является политическим художником. Это, по сути, верно, поскольку политическую материю он облекает в эстетические формы, превращая её в объект своего искусства, но не используя её для декларации или манифестации какой-либо программы или мировоззрения. Однако зритель лишён надёжной почвы под ногами, поскольку Орлов оперирует двусмысленностями и неоднозначными отсылками. Наблюдатель не уверен в том, «что» имеется в виду. Работа художника характеризует особое чувство юмора и виртуозность художественного исполнения, дающие интеллектуальное и чувственное удовольствие от просмотра.
Много лет друживший с Орловым Сергей Шеховцов придерживается аналогичной стратегии в своих скульптурных работах. В его работах не рассматривается политика в контексте империи. Но для него центральной темой стала концепция тотальности. При этом она осмысляется в большей степени с точки зрения феноменологии, как тотальность окружающего его вещественного мира. Этот мир состоит из обычных предметов, что сближает его с поп-артом. Рука художника превращает их в «нечто», представляющая собой полное отсутствие формы. Шеховцов превращает банальные предметы быта в сюрреалистические сущности: радиоприемник, к примеру, обретает черты лица. А может быть, это лицо становится радио? Таким образом, он достигает многозначности, подобной той, что мы наблюдаем в работах Орлова. Номинальный объект растворяется, а право давать имена новым формам делегируется зрителю. Поначалу зритель обескуражен, но затем это ощущение растворяется освобождающем смехе.
Борис Маннер.